четверг, 10 января 2013 г.

Стрибог, славянский бог ветра


21 августа День Стрибога
Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.
Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».
Родился Стрибог из дыхания Рода.
Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.
Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».
У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Северный ветер - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Западный ветер - настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый;
Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.



Род
Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…», упомянут, например, в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов». Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше — тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде „пасхальных“ яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.
Первоосновное божество древних славян, хранитель судьбы человека. От него зависит, как счастье судьбы, так и уроки, которые он возлагает на человека для того, чтобы тот одумался и поступал правильно. От Рода зависит счастье всех потомков том числе и по снятию родовых проблем. Ведуны всегда обращались к этому божеству. 

«Книга Коляды» , XII 6 
Радогосту посвящены дни поминовения усопших: 7-8 ноября (19 груденя) Родительский день, а также 21 апреля (1 цветеня) - день Рода- Радогоща- Лютичи, неверно отождествили Радогоста также и с Чернобогом. Потому они также почитали его в последний день месяца Лютеня, то есть в день Чернобога. Это заблуждение привело народ лютиней к гибели. 
Радогощь - языческий праздник 27 сентября ( рюеня) , с наступлением осеннего равноденствия, Славяне празднуют великий праздник - Родогощь. Собран урожай, осеннее солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печётся огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека).


Родом называли всю Вселенную. Род — творец всего сущего и не сущего, Исток и Начало, символ сложнейшей внутренней и внешней жизни. Род — божество плодородия и родящей силы. Его основная функция — рождение новой жизни. Род — круг генетивных божеств, это те божества, которые занимаются сотворением и наполнением нашей жизни разными качествами. Род — воплощение мужского родительского начала. Небесное божество оплодотворившее земное божество Мать Сыру Землю, воплощение женского начала. Род, находясь в небе, вдувает жизнь во все живое и изменяет в природе все насущное. Род не имеет облика, но в то же время в его облик включается все, окружающее нас. Книга Рода, — книга бытия человека, где записано все о твоих родовых возможностях, о том, что ты сделал и о том, что тебе еще сделать предстоит. Род определяет нашу судьбу. Не зря сказано: "Что на роду написано, того не миновать".

IPB
http://northernwind.ru/forum/index.php?showtopic=1046

http://pozitivchik.info/2010/09/tradicii-nashix-predkov-rodnoverie-yazychestvo/

http://arira.ru/forum



Комментариев нет:

Отправить комментарий